?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Машины из нашей истории


85 лет назад страна узнала новую для себя аббревиатуру – НАЗ, которая со временем превратилась в ГАЗ. Горьковский автомобильный завод отмечает свой день рождения. «Полуторка», «Эмка», «Шишига», «Победа», «Чайка», «Волга», «ГАЗель» - эти машины принесли автозаводу известность не только во всей стране, но и за рубежом. Многие и сейчас, например, считают «Чайку» образцом мирового автомобилестроения. ГАЗ – неотъемлемая часть отечественной индустрии. Завод был построен в тяжелейших условиях за 18 месяцев. Сроки не просто рекордные, а не реальные. Даже сейчас за такое время завод не построишь. Несгибаемый труд тысяч людей, которые съехались со всей страны, позволил открыть первую страницу в истории отечественного автопрома. Страна не имела потоковой сборки, ГАЗ по сути, стал первым российским конвейером. На помощь пришел американский Ford, и в 1929 году в СССР началось масштабное строительство нового автозавода. По планам он должен был давать 100 тысяч машин в год, к слову, в 1929 году автопарк СССР был меньше, чем автопарк соседней Польши. Место было выбрано не случайно – недалеко от столицы, далеко от границы и две великие реки позволяли осуществлять подвоз и вывоз всего необходимого. Завод строился по большей части вручную – экскаватор был готов за раз поднять 0,5 куб. метра грунта, лопатой было проще. По всей стране ездили вербовщики и звали людей на стройку. Приехали многие – кто то сломался и уехал обратно, а кто-то остался и стал горьковчаниным. Вернее автозаводцем.  1 января 1932 года прозвучал первый заводской гудок, который возвестил всему миру о рождении нового автогиганта. Посмотрим на машины из нашей истории вместе?


01. ГАЗ и по сей день остается довольно закрытым предприятием, попасть сюда очень сложно. А вот в музей ГАЗа попасть гораздо проще. Это кабинет первого директора ГАЗа Сергея Дьяконова. Он аскетически скромен. В 1937 году Дьяков был расстрелян как враг народа, в 1956 году посмертно реабилитирован.


02. Вообще музей очень интересен. Самые частые посетители в нем дети и иностранцы. В музее мечтают, что в скором времени тут появятся аудиогиды.  Я рассчитывал пробыть тут минут 30, но полтора часа пролетели незаметно


03. Музей начинается с истории строительства – вот такими тачками вывозили грунт с места строительства


04. А это награда за труд. Денег людям было не надо, а вот платье… Это как сейчас бы вручили «Мазерати». Вы только вдумайтесь – платье, обыкновенное хлопковое платье было дороже денег. В строящемся Нижнем Новгороде не было одежды, тем более, красивой


05.  Автозаводу требовались специалисты. Молодежь от сохи села за парты и встала к станку. На стройку приезжали люди с тремя классами образования. В США нас называли «лапотная Россия».


06. Уникальная фотография из музейного архива – первый советский Ford выезжает из ворот главной проходной. Позже он получить название НАЗ, а потом ГАЗ-АА


07. ГАЗ всегда был закрытым для посторонних. К пропуску на производство требовался еще и специальный значок, подделать который было значительно труднее, чем кусок картона. К слову, в 1935 году ГАЗ стал перекрывать нормы производства завода Ford. Руководство завода сманивали в США обещая платить золотом. Никто не уехал


08. В 1941 году ГАЗ перешел на военное производство. Он стал женским заводом, почти все мужчины ушли на фронт. Оставляли только по брони тех, без кого бы завод не смогу существовать. Четыре года на нем работали женщины и дети, пока работники защищали страну


09. Завод выпускал не только машины, но и вооружение. В годы войны ГАЗ становится главным военным заводом страны. Все детали для машин, в которых можно было обойтись без металла делались из дерева. В кратчайшие сроки ГАЗ наладил производства военной техники и снарядов


10. Впрочем, ГАЗ был основной мишенью у неприятеля. Бомбардировки нк прекращались ни днем, ни ночью, но ГАЗ продолжал поставлять технику на фронт. В середине войны казалось, что ГАЗу пришел конец, но его восстановили всего за 100 дней.


11. ГАЗ горел не единожды, но всегда восставал из руин


12. В Германии отказывались верить, что ГАЗ возобновил производство


13. Стенгазета 1943 года


14. А что из этого есть у вас в доме?


15. Завод за свои успехи 33 раза получал переходящее Красное Знамя. Теперь   оно навечно оставлено в музее


16. Кто попробует угадать из чего моделька сделана?


17. Хоккей захватил ГАЗ поголовно. При проигрыше «Торпедо» работа на ГАЗе была парализована на пару дней – все обсуждали причины поражения. Впрочем, при победе работа и вовсе стопарилась на неделю. Все обсуждали какие «наши» красавчики


18. От теории мы переходим к настоящим машинам. По дороге можно посмотреть всех руководителей ГАЗа, вышитых на коврах


19. 29 января под заводской гудок из главной проходной выехала первая полуторка. Машина, прошедшая всю войну выпускалась и после 9 мая 1945 года еще четыре года. Стране требовалось восстанавливать экономику, полуторки стали востребованы в народном хозяйстве


20. Это модифицированный вариант, мы бы нахвали его «трехосным» грузовиком в наши дни


21. ГАЗ-42. Он сохранился только на фото. Работал на дровах – бензин был очень дорогим топливом в годы войны. Расход 60 кг. на 100 км. с топливом в Горьком и прифронтовых лесах проблем не было. Позже появились машины, работающие на каменном угле. Максимальная скорость 40 км/час


22. Но вернемся немного назад, в самый конец 1932 года. Из главной проходной выходит первый легковой советский автомобиль – ГАЗ-а с кузовом типа «Фаэтон». Крыша пристегивалась к раме. Машина выпускалась до 1936 года. Кстати, это первое советское такси


23. На смену ему приходит «эмка». У нее уже есть бензонасос, двери открываются в обратную сторону, но это всем, наоборот, только нравится. Машина выпускалась дор 1942 года


24. Весь СССР празднует Победу в войне. Из главной проходной Горьковского автозавода выезжает первая «Победа» - завод перестроился на производство гражданской продукции. За баснословные деньги – 16 000 рублей «Победу» может позволить себе купить каждый гражданин страны советов. В стане появляется новый класс – «Автолюбители». Нечто среднее между «буржуями» и «хапугами». Купить машину простому работяге не под силу


25. На время ГАЗ переименовывается в ЗИМ – завод им. Молотова, а машины начинают приобретать украшения на капоте. На капоте появляется маскот. Конструкторы долго думали, чтобы напоминало о Победе – так на капоте появилась звезда, которую, впрочем, убрали по политическим мотивам в последующих модификациях


26. ГАЗ не стоит на месте и выпускает новую модель, предназначенную для инвалидов. Говорят, что руководство страны проект зарубило на корню – якобы машина была недостаточно роскошна для страны советов. Еще раз – машина недостаточно роскошна! Когда-то об этом думали на государственном уровне! Во всем мире таких машин всего две – одна в музее ГАЗа


27. ГАЗ-51. Говорят, он чем-то похож на «Студебеккер». Для сельского хозяйства автомобиль оказался незаменимым. ГАЗ готов был начать его производство еще в 40-ых, но война внесла свои коррективы. машина выпускалась 29 лет вплоть до 1975 года. За это время было выпущено 3,5 млн. таких машин. Последняя, сошедшая с конвейера, нашла свое пристанище в музее


28. Мы вновь совершим скачок во времени – ГАЗ 3102. В народе «директорская «Волга». Моя первая машина. Посмотрите на ее углы, на ее геометрию. Разве она не прекрасна? Сначала на такой ездили люди категории «замминистра», министрам полагалась «Чайка». В машине впервые применены анатомические сиденья


29. А мы вновь возвращаемся в плослевоенный Горький. На «Волге» появляется олень – символ города. Говорят, что каждая новая машина из Горького ехала своим ходом в Москву. Эту принимал лично Жуков, который вернул ее на завод с просьбой: «доработать. Сделать покрасивее».  Впрочем, идея долго не прожила. Обычно в музее экспонаты трогать руками не разрешают, но в данном случае советуют погладить оленя «против шерсти». Рога у него острые, как бритва. Пешеход, который попадал на капот получал очень серьезные раны, и оленя с капота убрали. Впрочем, это не мешало автолюбителям (помните, про новый класс?) покупать его на «черном рынке». Цены за одного оленя по тем деньгам доходили до астрономических 500 рублей. Кстати, мое предложение ГАЗу – наладьте уже производство сувенирных оленей. Каждый второй спрашивает в музее где такого купить сейчас можно.


30. Еще одна легенда – ГАЗ 53. Наверное, самый колхозный автомобиль. Не в смысле качества, а в смысле целевой аудитории. В годы перестройки ГАЗон умер вместе со всеми колхозами


31. Газ 63. Прототип знаменитой «шишиги» - ГАЗ 66. Выпускались до 1999 года. Из главных ворот вышло 800 000 таких машин. В колесах регулировалось давление. Про «шишигу ходило» много баек, самая главная, что ее конструктором была женщина из-за неудобства расположения коробки передач. Кто водил, тот прекрасно знает, как надо извернуться, чтобы воткнуть передачу.  Конструктор – был мужчина. А «плоская морда» машины сделана специально – чтобы помещаться в грузовой Ан и десантироваться при помощи парашюта. Военные «шишигу» любили – утверждали, что пять десантирований она спокойно выдерживает


32. На смену ГАЗ 53 приходят более легкие и маневренные ГАЗели. Этот экземпляр прошел 270 000 км. без какого-либо ремонта. Справедливости ради, это отверточная сборка, не конвейерная. Первая конвейерная ГАЗель появилась в 1994 году и произвела фурор на российском рынке. В соотношении цена-качества равных ей не было десятилетие (32)


33.  ГАЗ-67, он же «Русский Виллис». Его отличала способность работать на любом бензине, а в жару даже на керосине. Как говорят разработчики машины – она вечная, так как ломаться в ней попросту нечему. Машина пользовалась повышенным спросом у председателей колхозов, так как могла проехать по любой грязи.


34. ГАЗ-21, в Европе эту машину называли «танком во фраке». Однажды в Бельгии «Волга» столкнулась с легким трамваем. Трамвай от удара перевернулся, «Волге» бампер помяло. Толщина металла на кузове – 0,9 мм. на бампере – 3 мм.


35. Вот какие экспонаты встречаются в музее


36. ГАЗ-24 – мечта любого советского гражданина. В машине впервые разделены сиденья водителя и пассажира. С точки зрения дизайнерского решения создание этой «Волги» был прорывом, так как дизайн 21-орй начал устаревать


37. Когда создавали эту машину, на ГАЗе шутили, что у нас есть Волга, над которой парит чайка. «Чайка» - прорыв начала шестидесятых. Решетка радиатора напоминает турбину самолета. Она выполнена в 1959 году, страна без ума от авиации и космонавтики, через два года весь мир узнает имя Гагарина. Длина машины семь метров, внутри у нее страпонтены – два дополнительно раскладывающихся сиденья. Машины выпускались еще в варианте «зеленый цвет», но их брать никто не хотел – все требовали черный


38. На «Чайках» возили лидеров других государств. Вот, например, товарища Фиделя везут


39. Это и сейчас выглядит, как нечто космическое, а в 60-ые годы это был просто супер-пупер. Это прототипы гоночных моделей автомобиля


40. А это макет автомобиля-амфибии


41. ГАЗ-3111. Автомобиль отверточный сборки, получивший признание за границей, но не нашедший его в своем же городе и своей же стране. Была сделана небольшая партия таких автомбилей, но в серию она так и не пошла


42. Про Волгу Siber в музее говорят неохотно, зато охотно скажут водители, с которыми я колесил на ней по городам и весям. Один, помнится, даже деньги откладывал, чтобы выкупить ее, подвести к обрыву, поджечь и столкнуть вниз


43. Еще одно детище ГАЗа – БТР-80. До сих пор эта боевая машина считается непревзойденной по своим тактико-техническим характеристикам. БТР состоит на вооружении целого ряда стран


44. ГАЗелька, но не простая, а юбилейная. Это 15 000 000 машина, сошедшая с конвейера ГАЗа. В настоящее время число выпущенных машин перевалило за 18 млн.


45. Детище «дочки» ГАЗа – ЗЗГТ Заволжского завода гусеничных тягачей. Предназначена для крайнего севера


46. ГАЗ-3105. Она же «немцовская «Волга». Та самая, на которую он хотел пересадить отечественных чиновников. Еще один автомобиль, который не увидел света, но получил высокие оценки за границей. Всего было выпущено 50 таких машин. На полигоне, например, она 240 спокойно шла.


47. В 1981 году ГАЗ выпускает партию «Чаек» для участия в парадах победы. В Москве в параде участвуют ЗИЛы, в Нижнем Чайки. Всего было выпущено 15 таких машин.


48. Музей работает по будням, и к сожалению не работает в выходные


49. Плата за вход весьма символическая – 100 рублей


50. Еще 200 рублей придется заплатить за экскурсию, но оно того стоит. Приходите, будет интересно!




Я в ТВИТТЕРе.
Я в ФЕЙСБУКе.



А вам приходилось на чем-то из представленного ездить? Как относитесь к технике ГАЗа? Может, что-то у родителей ваших было из ретро-авто?

Posts from This Journal by “авто” Tag

  • "ГАЗ" явил миру две новые модели грузовичков

    Горьковский автомобильный завод в год своего 85-летия начало производство двух новых грузовичков. По сути это всем известные «ГАЗон» и…

  • Как взвешивают грузовик

    Если честно, никогда не понимал, зачем взвешивать транспорт. Скажем, на мясокомбинате понятно, чтобы не сперли тушу-другую, но наш менталитет…

  • Ледяные розы

    С жидким азотом я экспериментировал дважды. Первый раз мне бородавку на руке сводили, во второй раз… Об этом стоит умолчать, мне может, в…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
kostiyanich
Jan. 10th, 2017 08:59 am (UTC)
Очень интересный музей, я такие очень люблю
yaroslav_gunin
Jan. 10th, 2017 09:25 am (UTC)
Приезжай в гости!
kostiyanich
Jan. 10th, 2017 09:30 am (UTC)
Заманчивое предложение. Может летом соберусь
denisanikin
Jan. 10th, 2017 09:04 am (UTC)
классно, спасибо, интересно!
yaroslav_gunin
Jan. 10th, 2017 09:25 am (UTC)
В живую еще интереснее!
denisanikin
Jan. 10th, 2017 09:29 am (UTC)
да представляю. может как-нибудь доберусь
livejournal
Jan. 10th, 2017 09:34 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
ymorno_ru
Jan. 10th, 2017 09:20 pm (UTC)
Модель Победы из пластилина и да, на Чайке не Че, а Фидель.
yaroslav_gunin
Jan. 11th, 2017 05:26 am (UTC)
О! Спасибо! Поправил!!!
Про машину из пластилина совершенно верно
dobriy_vasya
Jan. 11th, 2017 06:51 am (UTC)
музей шикарный!
suharikk
Jan. 11th, 2017 04:25 pm (UTC)
У моих родителей из ретро была копейка, но такие были у многих. Мне доводилось ездить на чайке - заказывали на свадьбу. Больше ни на чем таком и не ездила.
А музей очень интересный. Темновато только там.

Edited at 2017-01-11 04:25 pm (UTC)
boristumentcev
Jan. 12th, 2017 06:32 am (UTC)
85 лет назад американцы продали Сталину
за деньги, вырученные от ограбления советских крестьян, автомобильный завод и автомобиль Форд-аа,который производился на этом заводе долгие годы. Но и дальнейшая история ГАЗа, как и всего совкового автопрома, стала чередой заимствований, приобретения технологий и промышленного шпионажа, ибо все советские автомобили есть вариации зарубежных прототипов, включая знаменитую "газель", которую откровенно передрали с "форд-транзит".
serafimowich
Jan. 12th, 2017 08:25 am (UTC)

Эскудик с Нивы передрали

boristumentcev
Jan. 12th, 2017 09:28 am (UTC)
Все внедорожники вышли из "виллиса", как и "Нива". Единственное "новшество", каким могла похвастаться "Нива" на момент её появления - несущий кузов с полным приводом. Очень сомнительное решение для тяжёлого бездорожья. к тому же, ввиду отсутствия подходящего "вездеходного" двигла с высоким "моментом" на "низах", в неё воткнули "ладовскую" полторашку с никаким крутящим моментом, что сразу превратило "Ниву" из "вездехода" в "вездепрыга". Её единственное достоинство, позволившее ей завоевать внедорожный рынок многих стран - фантастическая дешевизна. В Англии "ваз"ы даже продавали с рекламным слоганом "НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПО ЦЕНЕ ПОДЕРЖАННОГО!".
bomjatnik
Jan. 12th, 2017 06:48 am (UTC)
вот бы там походить!
chapleeng
Jan. 12th, 2017 07:05 am (UTC)
Про "Сайбер" не понял. Да понимаю, что там мало ГАЗовского, но авто не самое плохое.
az_mut
Jan. 12th, 2017 07:39 am (UTC)
мои дед с бабкой проработали на этом заводе по 50 примерно лет, дед долгое время работал в войну на дровяном газ-42...
из репортажа видно , что главная задача завода - обеспечить колхозы грузовиками , а номенклатуру - транспортом; как водилось в ссср - все для блага человека!
." Руководство завода сманивали в США обещая платить золотом. Никто не уехал" - а смогли бы , если б захотели?
sindbad999
Jan. 12th, 2017 07:56 am (UTC)
Могли. Пусть и обманным путём, но могли. Ещё до войны СССР и запад обменивались заводскими делегациями.
Можно было легко свинтить.
az_mut
Jan. 12th, 2017 08:17 am (UTC)
Ажены и дети в заложниках? Им прямой путь на зону...
sindbad999
Jan. 12th, 2017 09:01 am (UTC)
Скорее всего так.
Впрочем, случалось что жёны попадали на зону даже в тех случаях, когда мужья и за границу не выезжали.
gosha_65
Jan. 12th, 2017 08:01 am (UTC)
Не придирки ради, не Дьяков, а Дьяконов Сергей Сергеевич.
podmoskva
Jan. 12th, 2017 08:52 am (UTC)
Ярик!Классное место!
amv222
Jan. 12th, 2017 09:20 am (UTC)
Написано в подписи к 37 фото: "Вся страна узнает имя Гаранина".....А я вот до сих пор не знаю, кто это такой, Гаранин? Интрига, однако....)))

Edited at 2017-01-12 09:21 am (UTC)
smugliati
Jan. 12th, 2017 10:06 am (UTC)
"С именем Гаранина связывают массовые незаконные репрессии в лагерях «Дальстроя», получившие название «гаранинщина». Многочисленные воспоминания свидетелей — бывших заключённых колымских лагерей, в том числе и изложенные в их воспоминаниях и лагерной прозе (например, В. Т. Шаламов, писавший о своём заключении, только самого себя он описывал в виде героев под разными именами), указывают на то, что Гаранин сам активно принимал участие в расстрелах заключённых, зачастую немощных или попавших «под горячую руку». "
smugliati
Jan. 12th, 2017 10:08 am (UTC)
Или, возможно, речь про Юлия Александровича Гаранина, первого советского космодесантника

Edited at 2017-01-12 10:08 am (UTC)
amv222
Jan. 12th, 2017 10:13 am (UTC)
Ну в тексте: "Она выполнена в 1959 году, страна без ума от авиации и космонавтики, через два года весь мир узнает имя Гаранина." Скорее всего автор поста открывает нам неизвестные ранее факты о людях того времени))))))
livejournal
Jan. 14th, 2017 06:55 pm (UTC)
Машины из нашей истории
Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в своей записи «Машины из нашей истории» в контексте: [...] Оригинал взят у в Машины из нашей истории [...]
livejournal
Jan. 15th, 2017 03:00 pm (UTC)
Машины из нашей истории
Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в своей записи «Машины из нашей истории» в контексте: [...] Оригинал взят у в Машины из нашей истории [...]
Аркадий Шпаченко
Mar. 8th, 2017 06:46 pm (UTC)
На ГТТ и ГАЗ-66 в поле. Ну, и пассажиром на ГАЗ-21 и прочих.
( 29 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com