?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самый рыбный теплоход


Мне кажется, что люди делятся на два типа: те, кто любят селедку, и те, кто ее ненавидит. Я лично отношусь ко второму типу людей. Я вообще, рыбу люблю избирательно, и объяснить это даже самому себе мне не под силу. Но, как выяснилось, селедка в конце войны спасла многих. Итак, вернемся назад, лет на 70… Страна победила, в стране праздник, но жрать в стране ровным счетом нечего. В упадке все. В это время в ГДР начинают строиться СРТ – средние рыболовные траулеры. Краюха хлеба и кусок селедки не дали помереть с голоду многим. Жирная рыба, которая проста в обработке, и неприхотлива в хранении, на несколько лет стала залогом продовольственной безопасности нашей страны... Но, вернемся к траулеру, или, как его называют ласково здесь, к пароходу, хотя он на дизельном топливе работает. Номер проекта 129. Спустя столько лет моряки говорят о них с любовью, отмечая, что это был самый лучший и самый удачный проект того времени. Теперь СРТ стоит на вечном приколе в Калининграде, лепесток руля с него снят, и много чего не действует, но на судне до сих пор существует экипаж во главе с капитаном. В России это единственное музейное рыболовное судно. Мне очень повезло, и экскурсию для меня провел старпом – первый после капитана человек на судне. Грузоподъемность – 110 тонн. В промысел их выходило несколько, но все они возвращались к так называемому судну-матке, куда сгружали добычу, где пополняли запасы провизии, и, в конце концов, мылись. О том, как добывали атлантическую сельдь, в каких условиях работали люди, и как становился рыбопромысловый флот страны, победившей фашизм - делее.

01. Помните: "Рыбачка "Соня" как-то в мае, причалив к берегу баркас…" Этот баркас черноморский, в трюме представлены макеты рыболовецких судов, которые работали на различных морях нашей страны.


02. На старых фотографиях хорошо видно, как, и в каких объемах добывалась сельдь. Из Балтики караван выходил на 3,5 месяца в Атлантику. Здесь велся промысел и переработка.


03. Экипаж судна состоял из 26 человек. Это очень стилизованная версия, на самом деле условия проживания матросов были гораздо хуже. Какие уж там нарды, или ковры. Грязь, вонь, жир - все это сопровождало экипаж постоянно. Платили, правда, за такую работу очень хорошо. Для многих отставных солдат рыболовецкая артель стала профессией в мирной жизни. Они ушли на войну мальчишками и в мирной жизни ничего не умели…


04. Практика показала, что жизнь СРТ была короткой – окупали себя они быстро, и дальше шли, как говорят на флоте "на иголки", мы бы сказали на металлолом, но СРТ-129 повезло, после своей  карьеры его забрали военные для проведения различных измерений, в частности, для замера глубин.


05. Бочки у ног старпома отмытые, покрашенные, но оригинальные. Именно там складировалась соленая сельдь. Кстати, совершенно недавно узнал, что моя коллега до сих пор считает, что селедка соленая лишь потому, что живет в соленой воде….


06. Фотография 50-ых годов. СРТ в Атлантике за работой. Вода перекатывается через борт, рыба просто лежит навалом…


07. Или вот еще подборка старых фотографий – Балтика и Атлантика теплотой никогда не отличались. Работа шла на износ – в ледяной воде, порой по пояс. Возможность согреться, постираться и помыться предоставлялась только после того, как на борту окажется 110 тонн селедки…


08. Кают-компания стилизована специально. Я напомню, что это единственное рыболовное судно-музей. Сюда часто приходят ветераны рыболовецких артелей. Для них накрывают стол, главным украшением которого является селедка. На самом деле все было из самых дешевых сортов фанеры. Рыбакам роскошь ни к чему…


09. Костюмы, в которых выходили на палубу, и в которых тут же перерабатывали рыбу… Машин не было, весь труд был ручной, разве что сети вытаскивали при помощи сети блоков…


10. Одно из самых главных приспособлений на судне того времени. Радиостанция – ключ и динамик. "Ти-та-та-ти… Та-ти-ти-та-та…" Из коротких и длинных звуков радисты складывали буквы в слова, слова в предложения. Здесь живет красивая легенда о дружбе двух радистов. Один служил в торговом флоте, второй в рыболовецком. Время от времени они переписывались и знали друг друга, как бы мы сказали, в оф-лайне. Но однажды сейнер стал тонуть. Да, на Балтике, пусть она и мелководна, такое случается. Радист с тонущего судна по приказу капитана начал подавать сигналы бедствия: "ти-ти-ти… та-та-та… ти-ти-ти…" (три коротких, три длинных, три кротких - SOS), но передатчик успел отсыреть в воде, сигналы не слышал никто, и только лучший друг смог разобрать их, и своей исправной рацией передал: "Всем, всем, всем…". "Торгаш", как называют во флоте торговые суда, развернулся и пошел другим курсом. Закон моря - тверже самой прочной стали – сам погибай, а товарища выручай. Он обогнал всех и пришел первым, когда экипаж сейнера и надежду на спасение почти потерял. Когда всех приняли на борт, радист бегал в поисках своего коллеги.
- А его нет. За ним прилетел гидросамолет и забрал его, - сказал старпом. - Но он передал вам это.
Когда радист развернул сложенный в несколько раз листок бумаги, запечатанный в водонепроницаемую ткань, он прочитал: "моему лучшему другу". И больше ничего. Ни имени, ни  фамилии. Потому, что у радистов нет ни того, ни другого, а лишь короткие позывные:  Ти-та-та-ти… Та-ти-ти-та-та… Как говорят здесь, эта легенда вошла в основу детской книжки.


11. На самом деле это трюм, куда сваливали бочки с селедкой, сейчас фотовыставка


12. В середине апреля на Балтике проходит праздник селедки.  Доступ на судно открыт для всех, каждого пришедшего бесплатно ждет селедка в неограниченных количествах. Праздник пользуется популярностью, говорят здесь. Приезжают из многих регионов: и попробовать настоящую сельдь, и с ветеранами поговорить и с коллегами встретиться…


13. Барометр. У меня в детстве дома висел подобный… Только в сознательном возрасте я начал понимать термин: "барометр падает"…


14. Часы. Старинные немецкие. Влагостойкие…


15. Вот в таких бочках и хранили селедку. В них же с судна-матки она расходилась по магазинам. Срок годности был достаточно большим, чтобы развезти ее по магазинам и складам… А барон Мюнхгаузен, как вы помните, селедок пас…


16. С другого ракурса спальные помещения. На самом деле, напомню, все было гораздо хуже – фанерные переборки, никакого стекла, вонь, вонь и еще раз вонь…


17. Пора на палубу, где происходила основная работа…


18. Столик для разделки рыбы. Голову долой, кишки долой. Селедку в бочку, засолить и судно-матку.
- А это нормально? Как же антисанитария, - спрашиваю я у старпома.
- Нормально. Соль любые микробы убивала, и такой способ засолке лучший. Сейчас сельдь тоже ловят, но сгружают в морозильники, а потом продают ритейлерам. Рыба, как минимум, была один раз заморожена… Это уже не рыба


19. Рында. Детям разрешают отбить в нее склянки… Взрослым не разрешают (((


20. Каюта капитана. Слева над иллюминатором висит сушеный нос рыбы-меч. Каюта капитана на классическом судне всегда расположена справа. Слева – каюта старпома. Это сделано для того, чтобы капитан постоянно мог контролировать ситуацию – в сложных ситуациях суда всегда расходятся левыми бортами. Если в мире есть правосторонне и левосторонне движение, то на флоте только правило правой руки…


21. Судовая кухня – камбуз. Царство кока. Печь топилаь при помощи твердого топлива. Уголь, или древесные брикеты.


22. Кают-компания экипажа. Она же столовая. Все без излишеств. Да и не до них как-то было…Выписка из меню за 11 апреля 1955 года.
Завтрак:
1. Глазунья с колбасой
2. Хлеб, масло, чай

Обед:
1. Борщ
2. Макароны по-флотски
3. Компот

Полдник:
1. Жучки из селедки (запеченная сельдь с икрой и луком)
2. Хлеб, масло, чай

Ужин:
1. Борщ
2. Гуляш с пшенкой
3. Компот

Как видите, питались очень даже не плохо. Для рядовых граждан это сравни новогоднему ужину. Но, не стоит забывать, в каких условиях велся промысел рыбы….


23. Мы перемещаемся в ходовую рубку. Старпом выставляет курс. Весьма удобно – все время перед глазами – сверяйся с компасом, а лучше с гирокомпасом. Кстати, на флоте принято говорить не компас, а компас. Но, вернемся к гирокомпасу. По сути, он как юла, или как волчок – ось у него сохраняет свое направление в пространстве. Он направлен на географический полюс земли, в то время как обычный компас направлен на магнитный полюс. Показания гирокомпаса более правильны и точны.


24. Сушеный скат.
- Это откуда?
- Трофей!



25. Вид из ходовой рубки. Сейчас здесь простое стекло, в навигацию ставится чуть ли не бронированное – волна обычное выставит в пару секунд…


26. Детям разрешают дернуть за ручку машинного телеграфа. Взрослым нет (((


27. Кабинет штурмана. На старых судах их было по четыре. Со временем их число сокращалось, сокращалось, и сократилось до одного…


28. С виду – небольшое суденышко, но в действительности оно способно перевести несколько десятков слонов и доставить их в целости и сохранности…


29. ТТХ для тех, кто понимает в морском деле…

30. Я прощался с экипажем, когда вышел капитан и объявил:
- Дед идет!
К судну приближался старик с ребенком, судя по всему с правнуком.
- Деда, а на каком корабле ты работал?
- На самом лучшем
, - ответил дед, и шагнул на сходни.
Команда вытянулась в приветствии.

Я в ТВИТТЕРе.
Я в ФЕЙСБУКе.



А вы любите селедку? С чем предпочитаете? С картошкой? С водкой? С луком? С укропом? Или ненавидите эту вонючую и жирную рыбу? Как вообще к морепродуктам относитесь? Вы балтийского судака от волжского по вкусу отличите? А селедку? Морзянку кто-то помнит?

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
dobriy_vasya
May. 29th, 2015 08:39 am (UTC)
снаружи видел.
теперь и внутри побывал. спасибо!
yaroslav_gunin
May. 29th, 2015 09:09 pm (UTC)
Всегда пожалуйста! А где снаружи видел?
dobriy_vasya
May. 30th, 2015 05:14 am (UTC)
Так тоже в Калининграде, когда гулял
bandeross21
May. 29th, 2015 10:35 am (UTC)
На 06 и 07 фотографиях изображён СРТМ, они были произведены позже СРТ. Северной Корее были переданы СРТ и они там до сих пор на ходу. Сам я работал на СРТМах несколько лет, отличные суда и фантастическая устойчивость. Один раз ложило на борт, мачты касались воды и выпрямились.
yaroslav_gunin
May. 29th, 2015 09:09 pm (UTC)
А чем СРТ от СРТМ отличается? Меню правда такое?
immense_sp
May. 29th, 2015 10:46 am (UTC)
Селёдку только с голодухи могу слопать пару кусков исландки.. а так буээээ_склиское_вонючее_костлявое..
yaroslav_gunin
May. 29th, 2015 09:10 pm (UTC)
Мне кажется, я даже с голодухи не смогу это съесть...
kneiphof
Jun. 5th, 2015 02:02 pm (UTC)
Интересный репортаж! Книжку про двух радистов читал в детстве.

Совпадение: похожий рыбацкий кораблик музей есть в Бельгии, в городе Остенде. И у него такой же номер, 129!

Про него есть статья в википедии, но только на голландском. Но можно хотя бы фотографии посмотреть.

https://nl.wikipedia.org/wiki/O.129_Amandine_(schip,_1962)
yaroslav_gunin
Jun. 5th, 2015 05:27 pm (UTC)
Ух ты! Спасибо!
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com