Ярослав Гунин (yaroslav_gunin) wrote,
Ярослав Гунин
yaroslav_gunin

Categories:

Машины из нашей истории


85 лет назад страна узнала новую для себя аббревиатуру – НАЗ, которая со временем превратилась в ГАЗ. Горьковский автомобильный завод отмечает свой день рождения. «Полуторка», «Эмка», «Шишига», «Победа», «Чайка», «Волга», «ГАЗель» - эти машины принесли автозаводу известность не только во всей стране, но и за рубежом. Многие и сейчас, например, считают «Чайку» образцом мирового автомобилестроения. ГАЗ – неотъемлемая часть отечественной индустрии. Завод был построен в тяжелейших условиях за 18 месяцев. Сроки не просто рекордные, а не реальные. Даже сейчас за такое время завод не построишь. Несгибаемый труд тысяч людей, которые съехались со всей страны, позволил открыть первую страницу в истории отечественного автопрома. Страна не имела потоковой сборки, ГАЗ по сути, стал первым российским конвейером. На помощь пришел американский Ford, и в 1929 году в СССР началось масштабное строительство нового автозавода. По планам он должен был давать 100 тысяч машин в год, к слову, в 1929 году автопарк СССР был меньше, чем автопарк соседней Польши. Место было выбрано не случайно – недалеко от столицы, далеко от границы и две великие реки позволяли осуществлять подвоз и вывоз всего необходимого. Завод строился по большей части вручную – экскаватор был готов за раз поднять 0,5 куб. метра грунта, лопатой было проще. По всей стране ездили вербовщики и звали людей на стройку. Приехали многие – кто то сломался и уехал обратно, а кто-то остался и стал горьковчаниным. Вернее автозаводцем.  1 января 1932 года прозвучал первый заводской гудок, который возвестил всему миру о рождении нового автогиганта. Посмотрим на машины из нашей истории вместе?


01. ГАЗ и по сей день остается довольно закрытым предприятием, попасть сюда очень сложно. А вот в музей ГАЗа попасть гораздо проще. Это кабинет первого директора ГАЗа Сергея Дьяконова. Он аскетически скромен. В 1937 году Дьяков был расстрелян как враг народа, в 1956 году посмертно реабилитирован.


02. Вообще музей очень интересен. Самые частые посетители в нем дети и иностранцы. В музее мечтают, что в скором времени тут появятся аудиогиды.  Я рассчитывал пробыть тут минут 30, но полтора часа пролетели незаметно


03. Музей начинается с истории строительства – вот такими тачками вывозили грунт с места строительства


04. А это награда за труд. Денег людям было не надо, а вот платье… Это как сейчас бы вручили «Мазерати». Вы только вдумайтесь – платье, обыкновенное хлопковое платье было дороже денег. В строящемся Нижнем Новгороде не было одежды, тем более, красивой


05.  Автозаводу требовались специалисты. Молодежь от сохи села за парты и встала к станку. На стройку приезжали люди с тремя классами образования. В США нас называли «лапотная Россия».


06. Уникальная фотография из музейного архива – первый советский Ford выезжает из ворот главной проходной. Позже он получить название НАЗ, а потом ГАЗ-АА


07. ГАЗ всегда был закрытым для посторонних. К пропуску на производство требовался еще и специальный значок, подделать который было значительно труднее, чем кусок картона. К слову, в 1935 году ГАЗ стал перекрывать нормы производства завода Ford. Руководство завода сманивали в США обещая платить золотом. Никто не уехал


08. В 1941 году ГАЗ перешел на военное производство. Он стал женским заводом, почти все мужчины ушли на фронт. Оставляли только по брони тех, без кого бы завод не смогу существовать. Четыре года на нем работали женщины и дети, пока работники защищали страну


09. Завод выпускал не только машины, но и вооружение. В годы войны ГАЗ становится главным военным заводом страны. Все детали для машин, в которых можно было обойтись без металла делались из дерева. В кратчайшие сроки ГАЗ наладил производства военной техники и снарядов


10. Впрочем, ГАЗ был основной мишенью у неприятеля. Бомбардировки нк прекращались ни днем, ни ночью, но ГАЗ продолжал поставлять технику на фронт. В середине войны казалось, что ГАЗу пришел конец, но его восстановили всего за 100 дней.


11. ГАЗ горел не единожды, но всегда восставал из руин


12. В Германии отказывались верить, что ГАЗ возобновил производство


13. Стенгазета 1943 года


14. А что из этого есть у вас в доме?


15. Завод за свои успехи 33 раза получал переходящее Красное Знамя. Теперь   оно навечно оставлено в музее


16. Кто попробует угадать из чего моделька сделана?


17. Хоккей захватил ГАЗ поголовно. При проигрыше «Торпедо» работа на ГАЗе была парализована на пару дней – все обсуждали причины поражения. Впрочем, при победе работа и вовсе стопарилась на неделю. Все обсуждали какие «наши» красавчики


18. От теории мы переходим к настоящим машинам. По дороге можно посмотреть всех руководителей ГАЗа, вышитых на коврах


19. 29 января под заводской гудок из главной проходной выехала первая полуторка. Машина, прошедшая всю войну выпускалась и после 9 мая 1945 года еще четыре года. Стране требовалось восстанавливать экономику, полуторки стали востребованы в народном хозяйстве


20. Это модифицированный вариант, мы бы нахвали его «трехосным» грузовиком в наши дни


21. ГАЗ-42. Он сохранился только на фото. Работал на дровах – бензин был очень дорогим топливом в годы войны. Расход 60 кг. на 100 км. с топливом в Горьком и прифронтовых лесах проблем не было. Позже появились машины, работающие на каменном угле. Максимальная скорость 40 км/час


22. Но вернемся немного назад, в самый конец 1932 года. Из главной проходной выходит первый легковой советский автомобиль – ГАЗ-а с кузовом типа «Фаэтон». Крыша пристегивалась к раме. Машина выпускалась до 1936 года. Кстати, это первое советское такси


23. На смену ему приходит «эмка». У нее уже есть бензонасос, двери открываются в обратную сторону, но это всем, наоборот, только нравится. Машина выпускалась дор 1942 года


24. Весь СССР празднует Победу в войне. Из главной проходной Горьковского автозавода выезжает первая «Победа» - завод перестроился на производство гражданской продукции. За баснословные деньги – 16 000 рублей «Победу» может позволить себе купить каждый гражданин страны советов. В стане появляется новый класс – «Автолюбители». Нечто среднее между «буржуями» и «хапугами». Купить машину простому работяге не под силу


25. На время ГАЗ переименовывается в ЗИМ – завод им. Молотова, а машины начинают приобретать украшения на капоте. На капоте появляется маскот. Конструкторы долго думали, чтобы напоминало о Победе – так на капоте появилась звезда, которую, впрочем, убрали по политическим мотивам в последующих модификациях


26. ГАЗ не стоит на месте и выпускает новую модель, предназначенную для инвалидов. Говорят, что руководство страны проект зарубило на корню – якобы машина была недостаточно роскошна для страны советов. Еще раз – машина недостаточно роскошна! Когда-то об этом думали на государственном уровне! Во всем мире таких машин всего две – одна в музее ГАЗа


27. ГАЗ-51. Говорят, он чем-то похож на «Студебеккер». Для сельского хозяйства автомобиль оказался незаменимым. ГАЗ готов был начать его производство еще в 40-ых, но война внесла свои коррективы. машина выпускалась 29 лет вплоть до 1975 года. За это время было выпущено 3,5 млн. таких машин. Последняя, сошедшая с конвейера, нашла свое пристанище в музее


28. Мы вновь совершим скачок во времени – ГАЗ 3102. В народе «директорская «Волга». Моя первая машина. Посмотрите на ее углы, на ее геометрию. Разве она не прекрасна? Сначала на такой ездили люди категории «замминистра», министрам полагалась «Чайка». В машине впервые применены анатомические сиденья


29. А мы вновь возвращаемся в плослевоенный Горький. На «Волге» появляется олень – символ города. Говорят, что каждая новая машина из Горького ехала своим ходом в Москву. Эту принимал лично Жуков, который вернул ее на завод с просьбой: «доработать. Сделать покрасивее».  Впрочем, идея долго не прожила. Обычно в музее экспонаты трогать руками не разрешают, но в данном случае советуют погладить оленя «против шерсти». Рога у него острые, как бритва. Пешеход, который попадал на капот получал очень серьезные раны, и оленя с капота убрали. Впрочем, это не мешало автолюбителям (помните, про новый класс?) покупать его на «черном рынке». Цены за одного оленя по тем деньгам доходили до астрономических 500 рублей. Кстати, мое предложение ГАЗу – наладьте уже производство сувенирных оленей. Каждый второй спрашивает в музее где такого купить сейчас можно.


30. Еще одна легенда – ГАЗ 53. Наверное, самый колхозный автомобиль. Не в смысле качества, а в смысле целевой аудитории. В годы перестройки ГАЗон умер вместе со всеми колхозами


31. Газ 63. Прототип знаменитой «шишиги» - ГАЗ 66. Выпускались до 1999 года. Из главных ворот вышло 800 000 таких машин. В колесах регулировалось давление. Про «шишигу ходило» много баек, самая главная, что ее конструктором была женщина из-за неудобства расположения коробки передач. Кто водил, тот прекрасно знает, как надо извернуться, чтобы воткнуть передачу.  Конструктор – был мужчина. А «плоская морда» машины сделана специально – чтобы помещаться в грузовой Ан и десантироваться при помощи парашюта. Военные «шишигу» любили – утверждали, что пять десантирований она спокойно выдерживает


32. На смену ГАЗ 53 приходят более легкие и маневренные ГАЗели. Этот экземпляр прошел 270 000 км. без какого-либо ремонта. Справедливости ради, это отверточная сборка, не конвейерная. Первая конвейерная ГАЗель появилась в 1994 году и произвела фурор на российском рынке. В соотношении цена-качества равных ей не было десятилетие (32)


33.  ГАЗ-67, он же «Русский Виллис». Его отличала способность работать на любом бензине, а в жару даже на керосине. Как говорят разработчики машины – она вечная, так как ломаться в ней попросту нечему. Машина пользовалась повышенным спросом у председателей колхозов, так как могла проехать по любой грязи.


34. ГАЗ-21, в Европе эту машину называли «танком во фраке». Однажды в Бельгии «Волга» столкнулась с легким трамваем. Трамвай от удара перевернулся, «Волге» бампер помяло. Толщина металла на кузове – 0,9 мм. на бампере – 3 мм.


35. Вот какие экспонаты встречаются в музее


36. ГАЗ-24 – мечта любого советского гражданина. В машине впервые разделены сиденья водителя и пассажира. С точки зрения дизайнерского решения создание этой «Волги» был прорывом, так как дизайн 21-орй начал устаревать


37. Когда создавали эту машину, на ГАЗе шутили, что у нас есть Волга, над которой парит чайка. «Чайка» - прорыв начала шестидесятых. Решетка радиатора напоминает турбину самолета. Она выполнена в 1959 году, страна без ума от авиации и космонавтики, через два года весь мир узнает имя Гагарина. Длина машины семь метров, внутри у нее страпонтены – два дополнительно раскладывающихся сиденья. Машины выпускались еще в варианте «зеленый цвет», но их брать никто не хотел – все требовали черный


38. На «Чайках» возили лидеров других государств. Вот, например, товарища Фиделя везут


39. Это и сейчас выглядит, как нечто космическое, а в 60-ые годы это был просто супер-пупер. Это прототипы гоночных моделей автомобиля


40. А это макет автомобиля-амфибии


41. ГАЗ-3111. Автомобиль отверточный сборки, получивший признание за границей, но не нашедший его в своем же городе и своей же стране. Была сделана небольшая партия таких автомбилей, но в серию она так и не пошла


42. Про Волгу Siber в музее говорят неохотно, зато охотно скажут водители, с которыми я колесил на ней по городам и весям. Один, помнится, даже деньги откладывал, чтобы выкупить ее, подвести к обрыву, поджечь и столкнуть вниз


43. Еще одно детище ГАЗа – БТР-80. До сих пор эта боевая машина считается непревзойденной по своим тактико-техническим характеристикам. БТР состоит на вооружении целого ряда стран


44. ГАЗелька, но не простая, а юбилейная. Это 15 000 000 машина, сошедшая с конвейера ГАЗа. В настоящее время число выпущенных машин перевалило за 18 млн.


45. Детище «дочки» ГАЗа – ЗЗГТ Заволжского завода гусеничных тягачей. Предназначена для крайнего севера


46. ГАЗ-3105. Она же «немцовская «Волга». Та самая, на которую он хотел пересадить отечественных чиновников. Еще один автомобиль, который не увидел света, но получил высокие оценки за границей. Всего было выпущено 50 таких машин. На полигоне, например, она 240 спокойно шла.


47. В 1981 году ГАЗ выпускает партию «Чаек» для участия в парадах победы. В Москве в параде участвуют ЗИЛы, в Нижнем Чайки. Всего было выпущено 15 таких машин.


48. Музей работает по будням, и к сожалению не работает в выходные


49. Плата за вход весьма символическая – 100 рублей


50. Еще 200 рублей придется заплатить за экскурсию, но оно того стоит. Приходите, будет интересно!




Я в ТВИТТЕРе.
Я в ФЕЙСБУКе.



А вам приходилось на чем-то из представленного ездить? Как относитесь к технике ГАЗа? Может, что-то у родителей ваших было из ретро-авто?
Tags: Нижний Новгород, авто, за кадром, производство, фото
Subscribe

Posts from This Journal “авто” Tag

  • Наследник «шишиги»

    Этот автомобиль выпускался почти 40 лет и был востребован прежде всего в армии, а после, как бы тогда сказали – в народном хозяйстве. Это…

  • Поздравление от ГАИшников

    - Я вас поближе высажу, хорошо, а то там ГАИшники чего-то шуруют, - сказал мне таксист. - Они водителей добропорядочных поздравляют. - С чем? - С…

  • Чебоксарский тракторный

    Сюда приезжают люди из многих стран мира для того, чтобы полюбоваться на тракторы. Казалось бы – чего в них такого? Утром открыл занавеску,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →