Ярослав Гунин (yaroslav_gunin) wrote,
Ярослав Гунин
yaroslav_gunin

Category:

Про то, как шлюз работает

Эту поездку я планировал с весны, и наконец, она состоялась. Мы нашей дружной компанией с комрадом zflyи Романом Яровициным отправились в Городец. Этот города на северо-востоке Нижегородской области славится многим: музеями, пряниками, но сегодня речь пойдет не об этом, а о шлюзах, которые расположены в Городце. 

СПРАВКА:

Шлюз (голл. sluis, от лат. exclude — исключаю, удерживаю, отделяю) судоходный, гидротехническое сооружение, расположенное между водоёмами с различными уровнями, через которое проходят суда (или плоты). Ш. возводят в речных гидроузлах, каналах и в морских портах, акватории которых подвергаются приливам и отливам с большой амплитудой колебаний уровней.


В состав Ш. входят камеры, головные части (головы) и подходы. Камера, в которой размещаются поднимаемые (опускаемые) суда, образуется двумя продольными стенами и днищем, выполняемыми, как правило, из железобетона; с торцов она ограничена металлическими воротами (затворами), расположенными в пределах соответствующих головных частей. По числу последовательно расположенных камер (зависящему от величины падения уровня и рельефа местности) различают Ш. однокамерные и многокамерные (многоступенчатые). Для увеличения пропускной способности Ш. устраивают параллельно две (или более) нитки камер. Основные размеры камер (длину и ширину) выбирают при проектировании Ш. в зависимости от категории водного пути, перспективного грузооборота на нём, размеров наибольшего расчётного судна или состава (каравана) судов, одновременно пропускаемых через Ш. Камеры наиболее крупных Ш. имеют ширину до 33 м, длину до 400 м при глубинах на порогах от 5 до 15м (на морских Ш.). Наполнение и опорожнение камер осуществляется с помощью оборудованных затворами водопроводных устройств (системы питания Ш.) в течение заданного времени (от 5 до 15 мин). В головных частях (обычно массивных напорных сооружениях), кроме ворот, поддерживающих разность уровней воды и обеспечивающих пропуск судов при выровненных уровнях смежных бьефов, размещаются водопроводные галереи с затворами, устройства для гашения энергии воды, ремонтные и аварийные заграждения, механизмы для управления оборудованием и системы автоматического регулирования. Примыкающие к верхним и нижним головным частям подходы представляют собой каналы или участки акватории с причальными сооружениями и устройствами для швартовки судов, ожидающих шлюзования, и направляющими сооружениями — для безопасного входа судов в Ш.

Процесс пропуска судов через Ш., называется шлюзованием, состоит из ряда последовательных операций (открывание и закрывание ворот и затворов, наполнение камер водой и опорожнение их, ввод и вывод судов и др.), выполняемых по командам с центрального пульта. Число шлюзований в течение суток (при непрерывной работе Ш.) определяет пропускную способность Ш.

Это макет Городецкого шлюза




01. Очень редкое явление - шлюз №13 находится на плановом ремонте в связи с чем он совершенно пуст. Три ряда решеток перед вами - наполнители шлюзовой камеры. снаружи их толщины 30 см. внутри 1,3 метра. Это сделано для того,чтобы вода равномерно поступала в камеру.


02. Собственно, вот так выглядит шлюзовая камера со стороны верхнего бьефа


03. А вот это вход в шлюзовую камеру №14 со стороны верхнего бьефа


04. А вот так выглядит заполненная шлюзовая камера. Перепад уровня воды составляет 7,5 метра. Высота стенок - 11 метров


05. А вот и наш клиент - на подходе со стороны верхнего бьефа сухогруз


06. Это сухогруз "Елец"

07. С Верхней Волги судно следует вниз по Волге. Вход в шлюзовую камеру (со стороны верхнего бьефа)


08. Судно проходит под мостом, через который наверняка многие нижегородцы ездили, но с которого не фига не видно, так уж мост устроен


09. До ворот 200 метров. Дистанция необходима капитану, хотя, по признаниям работников шлюза, матёрые капитаны могут с закрытыми глазами швартоваться


10.Вид на шлюзовую камеру


11. Наш "Елец" пришвартовался и ждет когда уровень воды понизится


12. Судя по ватер-линии судно пустое


13. Конечная дистанция


14. А вот ворота нижнего бьефа. Вода бурлит это через специальные каналы вода сливается с камеры в нижний бьеф - вода в камере понижается. Кстати, каждая створка весит 200 тонн


15. Я плавая очень хорошо, но здесь бы не хотел оказаться.


16. Вода вытекает вниз по Волге


17. Это не памятник рыбам, это фонтан. Мне кажется, что тут карась и рыба-меч, но zfly утверждает, что это стерлядь. Кстати, несколько лет назад, когда шлюз де-факто не охранялся, кто-то спилил у рыбы-меча левый плавник - рыбы медные


18. Вот, кстати, вода бурлит перестала - значит, уровни сравнялись и сейчас мощные установки начнут приводить створки ворот в движение 


19. Створки ворот открываются


20. почти открылись. Уже виден но "Ельца"


21. Ворота полностью открыты - "Елец" отдает швартовы


22. Капитанская рубка


23. Роман Яровицын глядит на меня с высока

24. То не гюйсы с флагами, а трусы с тельнягами


25. "Елец" вышел из шлюзовой камеры


26. Фонтан, как и шлюз №13 на ремонте, но нам пообещали, что вскоре заработает


27. zfly осматривает фонтан


28. Чайка. Взлет с воды


29. А вот уже в полете


30. Вид на ремонтируемый шлюз со стороны нижнего бьефа


31. Вид с другой стороны


32. Швартовый кнехт - к нему привязываются суда, он поднимается вместе с уровнем воды, или наоборот, опускается


33. Вот покрупнее вид на систему распределения воды


34. Мы поднимаемся наверх в Центральный пункт управления. Лифт сделан более 60 лет назад в Германии. Сотрудники шлюза шутят, что на нем Гитлер ездил. Лифт уникальный - двусторонний, двери вручную открываются
,

35. пульт управления


36. датчики


37. шлюз управляется элементарно - с одного пульта, но только на первый взгляд.


38. Дежурный на шлюзе связывается с капитанами судов 


39. Вид из окна диспетчерской на гавань


40. Диспетчер смотрит за тем, как суда входят в "ворота"


41. Красивые виды, но к ним местные работники привыкли.
- Красиво?, - спрашиваем мы
- Да как обычно, - рассказывают нам сопровождающие



42. Вид на шлюзовую камеру


43. А вот такие щуки живут на Волге, в пасть которой запросто влезает стакан


44. А вот ворота верхнего бьефа (вид сверху). Они опускаются - вода заливается


45. Ворота опускаются


46. И вот они скрылись под водой


47. на подходе к шлюзу очередное судно


48. Это толкач "Аполлон"


49. "Аполлон" в шлюзе стоит и ждет


50. А ждет он сухогруза "Акрополь", который идет вслед за ним. Длина и ширина шлюза позволяют за раз пропускать несколько судов


51. такой сухогруз может принять на борт ДВЕ ТЫСЯЧИ ТОНН!!! для понимания, это 300-400 слонов


52. Вид сверху на капитанскую рубку


53. Суда в камере


54. "Акрополь" пришвартован. 


55. Ворота открылись и "Акрополь" покидает камеру шлюза


56. "Акрополь" проходит створку ворот. Ворота, кстати, обшиты деревом - чтобы суда не задевали створки бортами


57. Каждый корабль сопровождаю вечно голодные чайки


58. А вот снизу Волги заходят суда. Это снова баржа с щебенкой


59. Граница


60. Баржу ведет толкач "Владимир Барсуков"


61. Следом за ним идет еще сухогруз с металлоломом


62. найдите девушку среди говна


63. Вот суда в камере, а следом еще пустой толкач пустой еще втискивается


64. Ага, вот как верхние "ворота" устроены: на первом плане бетонная конструкция стоит на месте, а на втором плане железная конструкция опускается. Вода заливается уровень выравнивается.





Все самое интересное у меня в ТВИТТЕРе
Посмотреть и почитать как на этом же шлюзе открывали навигацию можно ТУТ
Посмотреть как готовят суда к навигации можно ТУТ 
А как мы катались на новом теплоходе можно ТУТ

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала всему коллективу шлюза, которые профессионально и четко отвечали на наши вопросы и пресс-секретарю Верхневолжского бассейнового управления Татьяне Еланиной.

Tags: СМИ, за кадром, командировка, природа, путешествия, суда, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments